Порядок

проведения организациями, подведомственными минобразованию Ростовской области, сопровождения замещающих семей

 

1.       Порядок проведения организациями, подведомственными минобразованию Ростовской области, сопровождения замещающих семей (далее - Порядок) разработан в целях совершенствования деятельности по оказанию консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка (далее – сопровождение замещающих семей, опекуны).

2.       Порядок устанавливает правила взаимодействия минобразования Ростовской области, органов опеки и попечительства, организаций, реализующих мероприятия по сопровождению замещающих семей (далее-организации).

К организациям относятся:

-центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей-оказывают консультативную, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную и иную помощь опекунам и детям;

-центры психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи-оказывают консультативную и психологическую помощь опекунам и детям.

3.       Основными задачами деятельности по сопровождению замещающих семей являются:

- содействовать развитию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- предотвращать возврат детей из замещающих семей под надзор в организации для детей-сирот;

- повышать психолого-педагогическую компетентность опекунов.

4. Сопровождение замещающих семей осуществляется на безвозмездной основе.

5.       Организации осуществляют сопровождение замещающих семей во взаимодействии с органами опеки и попечительства, а в случае необходимости со специалистами иных органов и организаций.

6.       Виды, содержание мероприятий сопровождения замещающих семей и сроки их исполнения зависят от уровня сопровождения: экстренный, кризисный, адаптационный и базовый:

1) на базовом уровне находятся семьи, самостоятельно справляющиеся с задачами воспитания. Основной задачей сопровождения на базовом уровне является удовлетворение потребностей семьи в информировании и просвещении, а также в общей психологической, педагогической, социальной и правовой поддержке;

2) на адаптационном уровне находятся замещающие семьи в течение первого года нахождения в ней ребенка. Целью деятельности специалистов является содействие прохождению благополучной адаптации членов замещающей семьи, оказание психологической поддержки всем членам замещающей семьи;

3) на кризисном уровне находятся семьи, которые не могут справиться с проблемами самостоятельно и (или) находятся в затяжном конфликте. Цель деятельности специалистов – оказание помощи в урегулировании конфликтной ситуации. Семьи получают специализированную помощь по устранению проблем, связанных с прохождением замещающей семьей кризисов;

4) на экстренном уровне находятся замещающие семьи на грани отказа от воспитания приемного ребенка и при выявлении случая самовольного ухода ребенка. Помощь семье направлена на предотвращение возврата ребенка в организацию для детей-сирот.

7. Обязательному сопровождению подлежат замещающие семьи:

·               в течение первого года нахождения в них ребенка;

·               воспитывающие подростка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, трех и более детей, братьев и сестер;

·               прибывшие из других регионов Российской Федерации;

·               имеющие случаи возвратов детей в организации;

·               при выявлении конфликтов, изменении состава семьи, наличии самовольных уходов, проблем в обучении и поведении детей.

8.  Выбор организации может осуществляться опекуном самостоятельно. В случае направления опекуна органом опеки и попечительства учитывается принцип территориальной доступности организации.

9.  Сопровождение замещающих семей осуществляется в соответствии с Договором о сопровождении, заключенным между опекуном и организацией (далее-Договор) (Приложение 1). Один экземпляр Договора передается опекуну, второй находится в организации.

Для заключения Договора опекун предъявляет документ, удостоверяющий личность, заявление об осуществлении сопровождения, согласие на обработку персональных данных, копию акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна, направление органа опеки и попечительства (при наличии).

10.  Минобразование Ростовской области осуществляет контроль и координацию деятельности органов опеки и попечительства, организаций.

11.  Органы опеки и попечительства:

- информируют граждан (выразивших желание принять детей-сирот на воспитание в семью, кандидатов в замещающие родители, опекунов) об организациях, их местонахождении, контактных данных, режиме работы, проводимых мероприятиях посредством размещения информации на информационных стендах, официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», средствах массовой информации, на личном приеме;

- выдают опекуну направление в организацию для сопровождения (Приложение 2);

- на этапе принятия решения о приеме ребенка направляют в организацию граждан для проведения оценки ресурсности вновь создаваемой или существующей замещающей семьи;

- участвуют в реализации индивидуальных программ сопровождения замещающих семей;

- содействуют организациям в проведении мероприятий по сопровождению;

- информируют организации о проведении собраний, иных мероприятий с опекунами, по согласованию со специалистами организаций включают их участие в программы мероприятий;

- осуществляют контроль организаций, которым переданы полномочия по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части соблюдения порядка, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 24.04.2013 № 223, рекомендуют приглашать для проведения занятий опекунов, имеющих опыт сотрудничества с организациями и участия в мероприятиях по сопровождению;

- вносят в акты проверок условий жизни подопечных детей информацию о выдаче направления опекуну в организацию, о заключении опекуном договора о сопровождении, о его участии в мероприятиях по сопровождению;

- запрашивают в организациях информацию о количестве замещающих семей, находящихся на сопровождении, о посещении (участии) опекуна в мероприятиях по сопровождению.

12.       Организации:

- информируют граждан (на занятиях по программе подготовки к приему ребенка-сироты в семью на воспитание, кандидатов в замещающие родители, опекунов) об организации, её местонахождении, контактных данных, режиме работы, проводимых мероприятиях, графике работы «Клуба замещающих семей» посредством размещения информации на информационных стендах, официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», средствах массовой информации, на личном приеме;

- формируют и ведут личное дело замещающей семьи;

- разрабатывают для опекунов рекомендации по воспитанию и развитию детей;

- приглашают для проведения занятий опекунов, имеющих опыт сотрудничества с организациями и участия в мероприятиях по подготовке и сопровождению;

- принимают участие в мероприятиях для опекунов, проводимых органами опеки и попечительства;

- осуществляют мониторинг качества замещающей заботы, обсуждают результаты мониторинга с опекуном, разрабатывают соответствующие рекомендации и мероприятия;

- реализуют программу оценки ресурсности вновь создаваемой или существующей семьи, составляют заключение, при наличии письменного согласия опекуна направляют заключение в орган опеки и попечительства;

- используют различные формы и методы работы: консультирование, диагностика, индивидуальные занятия, групповые занятия в «Клубе замещающих семей», семинары, большие психологические игры, занятия по дополнительным образовательным программам, мастер-классы, выездные мероприятия;

- для сопровождения замещающих семей на кризисном и экстренном уровнях разрабатывают и реализуют мероприятия индивидуальной программы с учетом пола, возраста, особенностей развития детей, ресурсов замещающей семьи, ее социального окружения, возможностей опекунов обеспечить качество воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей, мнения членов замещающей семьи; в индивидуальной программе сопровождения указываются задачи, мероприятия, сроки исполнения, результаты сопровождения;

- принимают участие в заседаниях областного методического объединения педагогов-психологов, обращаются в ГБУРО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи за получением консультации по вопросам сопровождения.